Варикоцеле

Варикоцеле — заболевание, которое чаще всего может приводить к мужскому бесплодию, но на состояние здоровья мужчины не влияет. Человек может прожить всю жизнь и не знать, что у него было такое заболевание.

Рассмотрим, что представляет из себя эта болезнь, какие методы диагностики, показания к оперативному лечению и методы операций выполняемые в нашей клинике для лечения варикоцеле.

Варикоцеле (varicocele; лат. varix, varicis — вздутие на венах, др.-греч. kēlē — опухоль) — называется варикозное расширение вен семенного канатика, которое является следствием затрудненного оттока венозной крови по системе внутренней яичковой и других вен, дренирующих яичко.

Варикоцеле — одно из самых частых заболеваний среди мужского населения и диагностируется у 10-15% всех мужчин. Причем, если взять всех мужчин с бесплодием, то варикоцеле выявляется у 40% из них. Более того, если отдельно выделить группу мужчин с так называемым вторичным бесплодием (то есть тех мужчин, от которых ранее женщины беременели, но которые в настоящее время не могут стать отцами), то окажется, что варикоцеле имеет место у 80% таких мужчин. Поскольку бесплодие в 30-40% случаев является мужским, а в 20% смешанным, обследовать необходимо обоих партнеров.

Симптомы варикоцеле:

Симптоматика: само по себе варикозное расширение вен семенного канатика большой проблемой не является, жизни пациента не угрожает, и с ним можно спокойно прожить всю жизнь без особого беспокойства. Единственной жалобой, которая может быть — это болевой синдром в области левого яичка.

Степени варикоцеле:

Варикоцеле I степени: увеличение лозовидного сплетения, обнаруживаемое только при проведении пробы Вальсальвы или инструментально (УЗИ, доплерография);

Варикоцеле II степени: расширенные вены видны невооруженным глазом только стоя, в положении лёжа не пальпируется, есть пальпируемое увеличение венозного сплетения, размеры яичка и его состояние остаются без изменений;

Варикоцеле III степени: видимое на глаз увеличение лозовидного сплетения в положении и стоя и лёжа;

Варикоцеле IV степени: расширенные вены яичка и семенного канатика видны невооруженным глазом, яичко мягкое, его размеры уменьшены;

Чаще всего, варикоцеле развивается у юношей в период полового созревания, быстро достигает какой-то степени и больше не прогрессирует. Крайне редко одна степень варикоцеле переходит в другую.

Практически всегда варикоцеле бывает левосторонним. Очень редко приходится сталкиваться с двусторонним варикоцеле и исключительно редко варикоцеле развивается справа.

Единственный метод лечения варикоцеле — оперативный. Существует множество различных видов оперативного лечения. Но золотым стандартом во всем мире используется микрохирургическое варикоцелэктомия по технике Мармара или Голдштейна.

Лечение варикоцеле:

Консервативного лечения при этом заболевании не существует.

Показания к оперативному лечению варикоцеле:

1. Нарушения сперматогенеза (ухудшение качества спермы)
  2. Болевой синдром
  3. Фрагментация ДНК сперматозойда
  4. Уменьшения объема яичка боле чем на 15% по сравнению со здоровым (без варикоцеле)

Операции при варикоцеле:

В нашей клинике проводятся следующие виды оперативного лечения при варикоцеле: операция Иваниссевича, операция Мармара, операция Голдштейна.

Операция Иваниссевича:

Данный вид оперативного лечения проводится как под местной, так и под внутривенной анестезией. Выполняется разрез брюшной стенки в правой подвздошной области параллельно паховому каналу длиной 4-5 см. После рассечения апоневроза двумя зажимами раздвигаются мышцы, брюшина отводится в сторону, выделяется, перевязывает и пересекается яичковая вена и по возможности все ее ветви. Рана ушивается послойно, на рану ассептическая повязка.

Операция Иваниссевича является самой травматичной из всех методов лечения варикоцеле. Частота рецидивов заболевания при операции Иваниссевича достигает 40%. Это связано с тем, что при этой операции хирург имеет возможность осмотреть яичковую вену на очень небольшом ее протяжении, и любая веточка, отходящая выше или ниже, останется незамеченной. Так же велика вероятность осложнений в виде водянки (гидроцеле) яичка.

Операция Иваниссевича — единственная операция, на проведение которой может рассчитывать мужчина, обращаясь к услугам государственной медицины

Операция Мармара: (микрохирургическое варикоцелэктомия из субингвинального доступа)

Как и операция Иваниссевича выполняется как под местной, так и под внутривенной анестезией. После обработки производится разрез кожи в паховой области (субингвинальный доступ), в последующем выделяется семенной канатик из окружающих тканей и берется на ранорасширитель Фарабефта, с использованием бинокулярных луп 3,5х производится микродиссекция семенного канатика с помощью микрохирургического инструментария (наружная и внутренняя фасции семенного канатика вскрываются в продольном направлении; выделяется яичковая артерия/артерии, лимфатические сосуды и семявыносящий проток с сопровождающими его артерией и веной. Все вены лигируются нерассасывающимся шовным материалом 4/0 и резецируется (вены диаметром менее 1 мм коагулируются и пересекаются). В результате — семенной канатик содержит в себе яичковую артерию/артерии, семявыносящий проток с его артерией и веной и лимфатические сосуды. Контроль гемостаза. Семенной канатик погружается в операционную рану на свое ложе. Рана ушивается, на кожу асептическая повязка.

Данная операция является менее травматичной т.к. не происходит рассечения мышц, частота рецидива и осложнений минимальны.

Операция Мармара считается золотым стандартом в лечении варикоцеле.

Операция Голдштейна:

Микрохирургическая варикоцелэктомия по методике Голдштейна выполняется по аналогии с операцией Мармара, за исключением того, что сначала в операционную рану пальцем из мошонки вывихивается яичко с последующей ревизией вен губернакулюм, их коагуляцией или лигированием (в зависимости от размера) нерассасывающимся шовным материалом 4/0 и резекцией, все венозные коллатерали наружной семенной вены также пересекаются (так как примерно в 10% причиной рецидива является илеосперматический рефлюкс). Яичко возвращается в мошонку. В дальнейшем техника схожа с техникой операции Мармара.

← Назад к списку статей
fateev_ava

Фатеев
Дмитрий